Никита Реук, директор управления рынков долгового капитала Совкомбанка, выступил на конференции для частных инвесторов PROFIT CONF в сессии «Облигации 2026: перспективы рынка корпоративного долга».
Спикер отметил, что прошедший год стал периодом адаптации.
«Мы видели несколько периодов: от жестких условий в начале до наступления потепления в конце весны – начале лета. Пик спроса пришелся на август-сентябрь, причем инвесторы предпочитали выпуски с фиксированной ставкой. Сейчас рынок занимает выжидательную позицию», — прокомментировал Никита Реук.
При этом, по его словам, размещения продолжаются, и на декабрь запланирован большой портфель сделок.
Отвечая на вопрос о предпочтениях эмитентов, эксперт указал на становление новой рыночной практики.
«Эмитенты зачастую выходят с так называемым «дуплетом», чтобы оценить потенциальный спрос и наиболее эффективно привлечь средства. Помимо фиксов и флоутеров, остаются валютные облигации, а также на рынке появились процентно-дисконтные и квазиконвертируемые выпуски», — сказал Никита Реук.
Что касается выбора между фиксированным купоном и флоутером, спикер назвал это вопросом индивидуальных предпочтений инвестора.
«Мы ожидаем, что ключевая ставка будет снижаться. При реализации этого сценария выпуски с фиксированной доходностью могут переоцениться», — подсветил он.
По словам эксперта, цена заимствования формируется под влиянием нескольких факторов.
«Для эмитента всегда лучше дешевле, чем дороже. У эмитентов, которые часто выходят на рынок, есть своя вторичная кривая. Также важно учитывать конъюнктуру в момент сделки и наличие конкурирующих предложений», — пояснил Никита Реук.
Он подчеркнул, что тонкая настройка параметров выпуска — срочности, объема, типа купона — критически важна для соответствия ожиданиям инвесторов.
Отдельно спикер затронул влияние бренда на стоимость заимствований.
«Определенная корреляция есть: чем известнее бренд розничным инвесторам, тем охотнее они приобретают его облигации. Однако выделить влияние только этого фактора сложно из-за большого количества рыночных переменных», — отметил он.
Комментируя решение Совкомбанка разместить выпуск на «Финуслугах», Никита Реук назвал его логичным шагом для диверсификации фондирования.
«Мы, как активный игрок на рынке капитала, постоянно тестируем разные инструменты. Данный выпуск интересен инвестору возможностью занести облигации без потери процентов, а эмитенту — диверсификацией за счет привлечения не только крупных игроков», — резюмировал представитель Совкомбанка.

3


