Пока чиновники разрабатывали меры противодействия росту цен и пытались давить на магазины в отдельных регионах, крупнейшие торговые сети сами разработали решение и предложили его власти.
Пока чиновники разрабатывали меры противодействия росту цен и пытались давить на магазины в отдельных регионах, крупнейшие торговые сети сами разработали решение и предложили его власти.
Если верить
Росстату, к январю 2015 года инфляция на продукты питания по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составила более 20%. Цифра не малая, особенно если учесть, что основной рост пришелся на последние несколько месяцев года. Только за январь инфляция составила 5% - т.е. четверть от годовой.
Разумеется, потребители не могли не обратить на это внимание, и помимо изменений в рационе и планировании, направили более 1000 жалоб в ФАС на необоснованный, по их мнению, рост цен. К сожалению, в большинстве случаев, рост цен оказался вполне обоснованным. Но внимание на это чиновники обратили.
Вылилось это внимание в то, что на местах началось «
госрегулирование цен» на определенные продукты. Если быть точным, то регулировать решили не цены, а наценку. Так в Калужской области и Краснодарском крае был составлен список товаров, наценку на которые ограничили 10%, в Тюменской области эту наценку разрешили оставить на уровне 15%. В Курганской области % для наценки поставили такой же, как в Тюмене, вот только не на конкретный список, а на все продукты сразу.
Часть регионов не стала вводить какие-то официальные распоряжения, а попыталась создать неформальные договоренности с представителями торговых сетей. При этом по закону, госрегулирование цен может быть введено правительством лишь в случае подорожания продуктов на 30% в течение 30 дней. Тогда можно заморозить цены на срок до 90 дней. Сейчас же такой ситуации нет. Следовательно, любые попытки регулирования со стороны государства противоречат действующему законодательству.
Торговые сети «
Магнит», «
Дикси», «
Ашан»,
Metro Cash & Carry, «
Лента», «
Пятерочка» и «
Перекресток», объединенные в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), решили взять инициативу в свои руки. После направления жалоб на действия отдельных чиновников, в
ФАС направили предложение об удержании роста цен на социально значимые товары. К ним относят порядка двух десятков товаров – мясо разных видов, некоторые виды круп, замороженная рыба, некоторые молочные продукты, яблоки, морковь, картофель и капуста.
После одобрения предложения антимонопольной службой, цены заморозят на два месяца. «
При таком подходе магазин несет убытки, так как наценка не покрывает даже расходы на логистику, энергоносители, содержание магазина, зарплату сотрудников магазина и т. д., но это позволяет удержать от падения покупательский спрос со стороны социально незащищенных слоев населения» - пояснила представитель сети «
О’КЕЙ»
Марина Каган.
Как отмечал философ ХХ века Рон Хаббард – в этой вселенной человек и организация могут быть либо причиной, либо следствием. И причиной быть гораздо удобнее. Не говоря уже о том, что забота о клиентах, даже о социально незащищенной категории, еще никому не вредила.
Артём Кузнецов